Анализ стихотворения блока черная кровь

Анализ стихотворения блока черная кровь

В стихотворении А. А. Блока «Петр» предметом изображения является Петербург и Медный всадник, памятник его создателю. Памятник Петру предстает как живой человек («он спит»). Окружающий пейзаж в первых двух строках мягкий (закат «румян», латы «розовеют»), что нехарактерно для 2 тома лирики поэта. Однако именно в этот момент Петр спит – проснется он уже в обстановке соответствующей городу Страшного мира. В первом абзаце появляется еще один персонаж – Змей. Он также одушевлен («с тихим свистом», «глядится»); отметим, что он не спит и, более того, жив (то есть, не побежден Петром до конца, хотя и «копытом [коня] сжатый»).

С наступлением вечера (ранее это время встречи с Прекрасной дамой) в городе властвует Змей («змей расклубился над домами»), пространственно он находится над городом и выше Петра.

В руке Петра появляется факел, в городе зажигаются фонари, освещаются витрины – но этим искусственным светом не осветить город, не спасти его от мрака и власти Змея (огонь и свет фонарей в Страшном мире Блока имеют дьявольскую природу). Цвета и свет в ночном городе тусклые, мрачные, город поглощает тьма: «плащами всех укроет мгла» (обратим внимание на метафору, в ней используется предмет обихода, материальный предмет этого мира – плащ).

Каково состояние людей в такой атмосфере? Жизнь людей ночью не прерывается, а, скорее, только начинается: появляются пары, «манящие взгляды» людей – здесь снижено передаются взаимоотношения между мужчинами и женщинами – любви и невинности здесь нет места. Настроение смятения создается призывом «Бегите все на зов! на лов!», криками людей: но бег возможен только в пределах города («на перекрестки улиц»), то есть бежать некуда, «молить о пощаде» бессмысленно.

В пятой строфе снова появляется Петр, «веселый царь». Видимо, изменяется его положение в пространстве: «там, на скале» — теперь он также возвышается над всем, занимая место рядом со Змеем. В данной строфе введены 2 предмета, связанные со сферой церковного (кадило, риза), но здесь они выполняют негативную функцию, испуская на город неприятные запахи.

Заря – время, когда прекращаются страсти и муки городской жизни, показанной ночью, и столица «затихает». Но именно тогда в руках у защитника города появляется меч. В стихотворении образ Петра «двоится»: защитник города, победивший Змея, днем поднимает меч; но, просыпаясь ночью, выпускает Змея и, возвышаясь, смотрит на муки людей. В связи с этим кажется важным спектр изображаемого временного фона стихотворения, в нем задействованы закат – вечер – ночь – заря.

Змей в стихотворении, безусловно, символизирует злые, дьявольские силы. Но, появившись в начале, этот образ более не называется в стихотворении: таким образом, не является ли Змей второй ипостасью царя Петра, основавшего город, который людям может причинить лишь страдания, погубить в людях все духовное (человеческие отношения, отношения с Богом, с природой), заведомо предрекая им смерть в Страшном мире Петербурга, шире – в земной действительности. Как будто Змей, чтобы уничтожить человечество создал город (как Змей-искуситель для первых людей).



Источник: www.kritika24.ru


Добавить комментарий